игра "Степкины забавы"
159 Мб
       Компьютерная игра «Степкины забавы».
                       Пояснительная записка


Компьютерная игра «Степкины забавы» представляет собой серию упражнений различной сложности, направленных на развитие и коррек-цию пространственных и речевых нарушений.
Настоящая игра разработана на основе обязательного минимума со-держания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редак-цией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и коррекционной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразви-тием речи» под редакцией Т.Б. Филичивой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чирки-ной и  рассчитана на работу с воспитанниками с общим недоразвитием ре-чи в группе компенсирующей направленности четвертого - седьмого года жизни.
Цель игры: создание оптимальных психолого-педагогических, кор-рекционных условий и эффективное распределение учебного материала с целью развития пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий у детей с речевыми нарушениями 4-6 лет жизни путем применения современных интерактивных средств и технологий.
С помощью игры решаются следующие задачи:
- достичь желаемого коррекционно-обучающего эффекта в более ко-роткие, по сравнению с традиционными методами, сроки;
- создать у детей более высокой, по сравнению с традиционными ме-тодами, мотивационной готовности к обучению;
- в дальнейшем возможность индивидуализации учебно-коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, со-ответствующего уровню развития ребенка;
- развивать ориентирование в собственном теле, пространстве, на плоскости;
- формировать обобщенные лексические значения слов;
- расширять словарный запас;
корригировать лексико-грамматическую сторону речи;
- развивать психические процессы.
В компьютерной игре «Степкины забавы» реализованы следующие принципы:
1.Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений (участвуют зрительный и слуховой анализаторы).
2. Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Структура и содержание игры направлены на развитие и коррекцию про-странственного восприятия, лексики, грамматического строя, коммуника-тивных навыков, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-образного и словесно-логического мышления.
3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с рече-выми нарушениями. Игра предусматривает возможность индивидуального выбора уровня и темы, соответствующих настоящему уровню развития ребенка и зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соот-ветствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную рабо-ту в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной про-граммой.
4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В игре результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных моментов. Объективная оценка дея-тельности осуществляется в устной форме - если задание выполнено вер-но, компьютерный герой заяц Степка хвалит ребенка или указывает на не-правильное выполнение задания.
5. Принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в про-блемную ситуацию. Все упражнения построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступ-ными ребенку средствами и возможностями игры. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Степашке выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Реализация этого принципа особенно актуальна при работе с детьми дошкольного возраста, так как основным видом деятельности в этом возрасте является игра.
Компьютерная игра «Степкины забавы» проста в управлении, она не требуется специального обучения, и пользовательские навыки приобрета-ются в процессе работы. Простота пользования является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста.
Компьютерная игра реализует принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности являет-ся немедленной.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе специ-альных занятий,  подгрупповых и индивидуальных. Использование игры «Степкины забавы» рассчитано на учебный год и начинается с 3 недели сентября, т.к. первые две недели проводится обследование детей. Первый уровень игры рассчитан для работы с детьми 5 года жизни с низким уров-нем сформированности пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения. Соответственно 2 и 3 уровень игры для детей 6 и 7 года жизни с недостаточным уровнем сформированности названных процессов.
Все занятия с использованием дополнительных вспомогательных средств планируются в тесной взаимосвязи с работой воспитателей, лого-педов, психологов в соответствии с лексическими темами, в рамках кото-рых осуществляется ознакомление детей с окружающим миром, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи, учи-тываются физиологическое  и психоэмоциональное состояние каждого ре-бенка.
Комплексное воздействие и взаимодействие всех специалистов ДОУ, а также использование компьютерных технологий способствует полноцен-ной подготовке ребенка к школьному обучению.
Игра может быть использована в работе логопедами, а также психо-логами, дефектологами, воспитателями и родителями.
Идея визуального контроля о выполнении задания и игровой прин-цип работы позволяет в несколько раз ускорить работу для достижения желаемого результата.
Упражнения, представленные в игре построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем зайчиком Степкой, разговаривает с ним, помогает ему, выполняет какие-то просьбы, на самом деле он учит-ся, и каждое задание помогает ему преодолевать пространственные, пси-хологические и речевые трудности, способствует повышению мотивацион-ной готовности детей к занятиям.
Первый уровень игры «Степкины забавы» включает в себя 27 лекси-ческих тем, в каждой из которых есть несколько игровых приемов и упражнений, направленных на развитие пространственного восприятия и ориентирования и лексико-грамматических категорий. Каждая тема-игра продолжительностью не более 5 минут, что не превышает нормы время-провождения ребенка дошкольного возраста возле компьютера. Материал и инструкции доступны и излагаются детским голосом, что способствует более лучшему восприятию его детьми.

Используя созданную компьютерную технологию, заметила у детей повышение мотивации к получению знаний, познавательной активности. Процесс овладения знаниями, развития пространственной ориентировки и речи стал интересным, непринужденным, в более короткие сроки. Игра получила положительные отзывы от воспитателей, родителей и психоло-гов МБДОУ № 46.

Отзывы:
1) Использование игры «Степкины забавы» в работы позволяет су-щественно усилить мотивацию ребенка к занятиям, сократить время, необ-ходимое для коррекции и автоматизации ряда пространственных и рече-вых навыков. Игра проста в применении и может использоваться в работе воспитателей. Она вызывает положительные эмоции у детей.
                                                                                                                          Воспитатель МБДОУ № 46 Логинова С.В.

2) Компьютерная игра «Степкины забавы» включает в себя принци-пиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенство-вание психических процессов и не только пространственного ориентиро-вания, но внимания, памяти, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также лексико-грамматической стороны речи дошколь-ника.
Применение компьютерной игры повышает эффективность и каче-ство логопедических, воспитательских и психологических занятий и явля-ется перспективным направлением в развитии коррекционной педагогики.
                                                                                                                   Педагог-психолог МБДОУ № 46 Павлова С.В.

3) Применение компьютерной игры в работе с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств воспитанников со-гласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности детей: умение подчинить свою дея-тельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием спе-циализированной компьютерной игры «Степкины забавы». Возросла мо-тивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях, что позво-лят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов. Ждем продолжения игры.
                                                                                                                Педагог-психолог МБДОУ № 46 Ковальчук Ю.К.

4) Моему ребенку очень нравится эта игра. Он с восторгом расска-зывает дома, что сегодня они в детском саду у Елены Александровны иг-рали на компьютере в игру с зайчиком. Сначала я не могла понять, что это за игра. Когда логопед показала несколько фрагментов, то увидела, что игра действительно увлекательная, развивающая. Лучше пусть дети игра-ют в такие игры, чем в различные «стрелялки», «гонки» и т.д.
                                                                                                                                                                            Мама Вани Т.